аннотированные ссылки | электронная библиотека

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАГРУЗОК В ПРИВОДЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ДВУХШНЕГОВОГО КОМБАЙНА ТИПА УКД

(краткое изложение магистрской работы)

Магистрант кафедры "Горные машины" Шевцова И. В.

Научный руководитель: д. т. н., проф. Семенченко А. К.

Факультет энергомеханики и автоматизации




1.Описание и технические характеристики комбайна УКДЗ

Комбайн разработан институтом "Донгипроуглемаш" по заказу шахты им. А. Ф. Засядько и изготовлен на НКМЗ. Предназначен для отработки пластов мощностью 0,8 - 1,3 м с углами падения до 35 град. по простиранию и до 10 град. по падению и восстанию, с сопротивляемостью угля резанию до 400 кН/м, опасных по газу и пыли. Допускаются включения в пласт породных прослойков, наплывов твердых пород по кровле, местные пережимы и частичное замещение пласта породой.
Комбайн должен применяться в составе механизированных комплексов с крепями типа "Глиник 055/15", 1КД80, 1КД90, 1КДД или ДМ,оснащенных забойным конвейером типа СП301М шириной 600 мм с соответствующим навесным оборудованием для работы с вынесенной системой подачи (ВСП). Комбайн имеет захват 0,63 м и оснащается шнеками диаметром 800 мм с тангенциальными резцами типа РГ501 и РКС2. Исполнительные органы расположены по концам корпуса машины, образованного редукторами режущей части и электродвигателем, который расположен мажду шнеками в уступе забоя. Посредством портала, прикрепленного к редукторам режущей части, комбайн устанавливается на рештаках скребкового конвейера. Перемещение комбайна по конвейеру осуществляется посредством вынесенной системы подачи.



Рисунок 1.1 Общий вид комбайна УКДЗ

Конструктивеые особенности комбайна


Техническая характеристика


  1. Производительность в зависимости от сопротивляемости угля резанию, т/мин............................. 2,5 - 4,0
  2. Суммарная номинальная мощность привода резания в режиме S4-60%, кВт...................................... 180
  3. Номинальное напряжение, В...................................................................................................................... 660
  4. Величина опускания исполнительного органа ниже опорной поверхности забойного конвейера, мм................................................................................................................................................................... 100
  5. Величина раздвижности исполнительного органа, мм............................................................................ 500
  6. Частота вращения шнеков, об/мин........................................................................................... .................... 78
  7. Максимальная рабочая скорость подачи, м/мин............................................................................................ 5
  8. Максимальное тяговое усилие системы подачи ВСП, кН......................................................................... 200
  9. 80%-ный ресурс до капитального ремонта в зависимости от сопротивляемости угля резанию, тыс.т.......................................................................................................................................................... 500 - 700
  10. Габаритные размеры, мм:

2. Цель исследования


В современных условиях рыночной экономики перед Украиной стоит задача создания горношахтного оборудования качесивенно нового технического уровня, соответствующего мировым стандартам и способного конкурировать с крупнейшими мировыми производителями. Это подразумевает создание машин повышенной энерговооруженности и надежности, обеспечивающих высокие показатели производительности и наработки на отказ. Что может быть достигнуто повышением основных показателей качества горных машин и комплексов на всех этапах их жизненного цикла, и прежде всего на стадии проектирования, путем использования прогрессивных методов конструирования. К ним относятся современные методы обоснования рациональных структур и параметров горных машин на базе системного подхода и широкого использования систем автоматизированного проектирования (САПР), которые позволяют произвести анализ и синтез исследуемого объекта и на их основании сделать вывод о требуемой (возможной) структурной или (и) параметрической оптимизации.

Одним из основных способов повышения надежности очистных комбайнов (ОК) является снижение их динамической нагруженности и в первую очередь - электромеханической подсистемы привода исполнительных органов (ППО). Для выявления закономерностей формирования, анализа, прогноза и оптимизации динамической нагруженности силовых элементов горных машин необходимо располагать адекватными матаматическими моделями (ММ) этих динамических систем. Поэтому в данной работе производится разработка имитационной ММ для изучения динамических процессов в ППО нового ОК УКДЗ [1, 9].


3. Разработка математической модели


3.1 Структурная схема привода

Согласно [1, 2, 3] эквивалентная динамическая модель электромеханической системы привода исполнительного органа комбайна УКДЗ при использовании модели двигателя с параллельно соединенными упругим и диссипативным элементами может быть представлена в следующем виде(см. рис. 3.1.1).



Рисунок 3.1.1 Динамическая модель электромеханической системы привода ( I1 и I3 - приведеные к двигалю массовые моменты инерции 1-го и 2-го исполнительных органов, кг.м2; Iдв - массовый момент инерции ротора двигателя с приведенными к нему моментами инерции деталей, кг.м2; сij - приведенные к двигателю коэффициенты жесткости упругих элементов, Н.м/рад; βij - коэффициенты демпфирования соответствующих участков, Н.м.с; Мдв - момент, развиваемый двигателем, Нм; Мс1, Мс3 - моменты сопротивления на исполнительных органах,Н.м)

Уравнения, описывающая динамическое поведение данной системы, имеют вид:

(3.1)

где I1 и I3 - приведеные к двигалю массовые моменты инерции 1-го и 2-го исполнительных органов, кг.м2;
Iдв - массовый момент инерции ротора двигателя с приведенными к нему моментами инерции деталей, кг.м2;
φ..1, φ..3, φ..дв - соответственно угловые ускорения указанных точек схемы и ротора двигателя, рад/с2;
Мдв - момент, развиваемый двигателем, Нм;
Мс1, Мс3 - моменты сопротивления на исполнительных органах,Н.м.

Данная динамическая модель привода включает в себя такие функционально-законченные элементы (ФЗЭ) как: "электродвигатель", "маховик" и "упругий вал". Рассмотрим математические модели каждого элемента.

3.1.1 Математическая модель асинхронного электродвигателя

Динамические процессы в двигателях, в том числе на нелинейной части характеристики, с учетом общеизвестных допущений наиболее полно описывают ММ , разработанная на основе фундаментальных исследований Парка - Горева [7, 8, 9]. Особенностью комбайновых двигателей с глубокопазными роторами является необходимость учета изменения параметров схемы замещения двигателя в зависимости от скольжения S, что связано с явлением вытеснения токов в поверхности стержней, для учета чего произведена замена контура ро-тора с параметрами Xr и Rr(S) эквивалентным двойным контуром с параметрами Xrb, Xrн и Rrb, Rrн не зависящими от S. Тогда ММ электродвигателя может быть записана.
Расчетные параметры:

(3.2)
Основные уравнения:

(3.3)

где ΔUSβ, ΔUSα - падения напряжений;
Rc, Xc - соответственно активное и индуктивное сопротивление питающей сети;
iSα, iSβ - токи статора в проекции на оси α и β;
ωс - угловая скорость магнитного поля;
Um - амплитуда напряжения в фазе;
Мд, Мс - соответственно моменты двигателя и сопротивления;
р - число пар полюсов;
ωр - угловая скорость ротора электродвигателя;
Rs, Xs, Rrb, Xrb, Rrh, Xrh, Xm - параметры схемы замещения.

ММ асинхронного электродвигателя может быть записана в виде неявной вектор-функции:

где - входной вектор;
- выходной вектор;
- вектор параметров.

3.1.2 Математическая модель маховика

Математическая модель маховика отражает инерционные свойства исполнительного органа либо любой другой вращающейся массивной части трансмиссии и может быть записана:

(3.4)

где Mi,Mj - вращающие моменты в точках соединения маховика с элементами трансмиссии, Нм;
φi, φj - углы поворота точек соединения маховика с элементами трансмиссии, рад;
JM- момент инерции вращающейся массы, кгм2.

ММ ФЗЭ "маховик" в интегрированной форме может быть представлена в виде явной вектор-функции:

,

где - выходной вектор ФЗЭ;
- входной вектор ФЗЭ;
- вектор параметров ФЗЭ.

3.1.3 Математическая модель упругого вала

Математическая модель упругого вала отражает жесткостные свойства элементов трансмиссии и может быть представлена в виде:

(3.5)

где Mi,Mj - упругие моменты, прикладываемые к концам вала, Нм;
φi, φj, φ.i, φ.j- углы поворота и их производные (скорости) сечений вала в точках i и j, рад, рад/с;
c - жесткость упругого вала, Нм/рад;
β - коэффициент рассеивания энергии упругим валом (коэффициент диссипативных потерь), Нмс.

ММ ФЗЭ "упругий вал" в интегрированной форме может быть представлена в виде явной вектор-функции:

,

где - выходной вектор ФЗЭ;
- входной вектор ФЗЭ;
- вектор параметров ФЗЭ.

Тогда, согласно (3.2) - (3.5), уравнения (3.1) могут быть представлены в удобном для реализации в пакете MathLAB 5.3, среде Simulinc 3.0:




3.2 Определение исходных данных для моделирования рабочих процессов привода исполнительного органа комбайна

3.2.1 Определение моментов инерции элементов привода

При расчете инерционных характеристик рассматриваемые детали и сборочные единицы простой конфигурации аппроксимировались совокупностью цилиндрических и конических участков. При этом моменты инерции I, кг.м2 цилиндров и конусов определялись согласно [2, 3, 4, 5] по выражениям:

для полого цилиндра

,

где γ=7,8 .103 кг/м3- плотность стали;
l, D, d- соответственно длина, наружный и внутренний диаметры цилиндра, м;
для усеченного конуса

,

где

.

Детали сложной конфигурации- лопасти шнека - и сосредоточенные массы- кулакии и резцы - аппроксимировались в виде цилиндрических дисков из условия равенства занимаемого объема.


3.2.2 Определение жесткостных характеристик элементов привода

Жесткость элементов определяется как величина, обратная податливости. Согласно экспериментальным исследованиям, выполненным рядом авторов[1, 3, 4], зубчатые редукторы выемочных комбайнов обладают значительной результирующей податливостью. Эта податливость определяется не только крутильными деформациями валов, но в ряде случаев оказывается существенно зависящей от деформации опор валов, корпусов и зубьев колес. Поэтому полная податливость определяется суммой эквивалентной приведенной к крутильной и крутильной податлиостей.

Крутильная податливость типичных элементов, испозуемых в комбайновом приводе орпеделяется по следующим зависимостям.[2, 3]

Податливость вала на кручение

,

где D - диаметр вала, м;
G - модуль сдвига, для стали G = 8.1010 Н/м2;
l - длина вала, равная расстоянию между точками приложения крутящих моментов, м.

Крутильная податливость шлицевых соединений

,

где d = dср - средний диаметр соединения, м;
l - рабочая длина соединения, м;
h - активная высота шлица, м;
z - число шлицев;
kшл = 4.10-12, м3/Н - для шлицевого соединения.

Приведенная к одному из валов крутильная податливость зубчатой передачи определяется изгибными и контактными деформациями зубьев

.

гдеkз - упругая деформация пары зубьев при действии единичного нормального давления, приложенного на единицу ширины зуба. Для стальных прямозубых колес kз = 6.10-12 м/Н;
R - радиус начальной окружности зубчатого колеса, расположенного на валу, к которому приводится податливость передачи (для конических колес R - среднее значение радиуса начальной окружности, м;
b - рабочая ширина колеса, м;
α - угол зацепления.

Податливость опор с подшипниками качения определяется в основном упругим сближением тел качения δ',м и контактными деформациями в местах посадки колец на вал или в корпус δ", м [2, 3, 4, 5, 6, 11]. При этом суммарная деформация δ, м

,

где
для роликового радиального двухрядного сферического

,

радиально-упорного конического

,

где

;

для шарикового упорного одинарного

,

где

;


.

Здесь Q - величина радиальной нагрузки, воспринимаемая наиболее нагруженным телом качения, даН;
P - радиальная нагрузка на подшипник, даН, Н;
i - число рядов тел качения;
z - число тел качения в ряду;
α - угол контакта, град;
LW - рабочая длина ролика, мм;
Dт - диаметр тела качения,мм;
Fa - осевая нагрузка на подшипник, даН, Н;
D, d, b - соответственно наружный и внутренний диаметры подшипника, ширина подшипника, м;
kк. п = 1.10-12 м3/Н - коэффициент контактной податливости.

Тогда податливость подшипниковой опоры eп, м/Н
для радиальных и радиально-упорных подшипников

,

для упорных

.

Изгибная податливость валов определяется с помощью так называемых коэффициентов влияния α и γ (коэффициентов перемещений), рассматриваемых в сопротивлении материалов и в строительной механике. Общие выражения для расчета этих коэффициентов даны в работах [4, 5].

Схема расчета эквивалентной крутильной податливости следующая [2, 4].

1. Определяют силы, действующие на зубчатые колеса.

2. Определяют суммарный прогиб вала y-i под зубчатым колесом от всех сил P-i , действующих на вал, а также перемещение колеса δ-i , вызванное податливостью подшипниковых опор.

3. Вычисляют полное линейное перемещение зубчатого колеса , относительное смещение находящихся в зацеплении колес i и i+1 и взаимный угол поворота зубчатых колес (цилиндрических), приведенный к i-му колесу:

,

где , - соответственно тангенциальная и радиальная проекции вектора .

4. Вычисляют эквивалентную крутильную податливость:

.

5. Найденное значение податливости суммируют с крутильной податлиаостью шлицевых соединений, валов и зубчатых колес рассматриваемого участка схемы.

В магистерской работе определение эквивалентной податливости каждого элемента схемы производилось по методике, изложенной в [2, 3, 4, 5, 6, 11]

Приведение моментов инерции и податливостей элементов схемы ко входному валу редуктора осуществляется по зависимостям [2, 3, 4]:

;


.

Таблица 1 - Результаты расчета исходных данных для моделирования


№ узла (вала) на кинематической схеме U1,i Ii, кг.м2 Iiпр, кг.м2 ei, рад/Н.м eiпр, рад/Н.м
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
ИО
ЭД
1,0
2,5
4,615
8,902
15,045
15,045
23,139
23,139
18,51
1
0,0533
0,8579
0,822
1,2807
0,938
1,4819
1,2686
1,2686
1,1954
43,8911
0,56
0,0533
0,1373
0,0386
0,0162
0,0041
0,0065
0,0024
0,0024
0,0035
0,1281
0,56
0,0000015200
0,0000022809
0,0000015425
0,0000001337
0,0000001999
0,0000004778
0,0000000119
0,0000000494
0,0000001556
0,00000152
0,00001426
0,00003285
0,00010592
0,00004524
0,00010815
0,00000635
0,00002645
0,00005331
eсум = 0,00034055 рад/Нм; cсум = 2537,778 Нм/рад



В дальнейшем планируется реализация созданной модели в пакете MathLAB 5.3, среде Simulinc 3.0 с различными параметрами нагрузки. Также будет представлена ММ ОК как пространственной многомассовой динамической системы с математическим описанием входящих элементов: пространственно-перемещающейся массы, узлов взаимодействия масс (цилиндрический шарнир, упор, гидравлический упор, гидроцилиндр, исполнительный орган).


на начало



СПИСОК ССЫЛОК

  1. Проектирование и конструирование горных машин и комплексов: учебник для вузов/ Малеев Г. В., Гуляев В. Г., Бойко Н. Г. и др.- М.: Машиностроение, 1988. - 386 с.
  2. Ривин Е. И. Динамика привода станков. - М.: Машиностроение, 1966. - 204 с.
  3. Вейц Л. В., Кочура А. Е., Мартыненко А. М. Динамические расчеты приводов машин. - М.: Машиностроение,1971 - 351 с.
  4. Докукин А. В., Красников Д. Ю., хургин З. Я. Статистическая динамика горных машин. - М.: Машиностроение, 1979. - 239 с.
  5. Вейц В. Л., Дондошанский В. К., Гиряев В, И. Вынужденные колебания в металлорежущих станках. - Л.: Машгиз, 1959, - 288 с.
  6. Бейзельман В. Д., Цыпкин Б. В., Перель Л. Я. Подшипники качения. Справочник. Издание 8-е, переработанное и дополненное. - М.: Машиностроение, 1981. - 572 с.
  7. Стариков Б. Я., Азарх В. Л., Рабинович З. М. Асинхронный электропривод очистных комбайнов. - М.: Недра, 1981. - 288 с.
  8. Копылов И. П. Математическое моделирование электрических машин: учебник для вузов по специальности "Электрические машины". - М.: Высш. шк., 1987. - 248 с.
  9. Гуляев В. Г., Жуков К. В. Математическая модель двухдвигательного привода исполнительных органов очистного комбайна// Наукові праці Донецького державного технічного університету. Випуск 7, серія гірнича електромеханіка. - Донецьк: ДонДТУ, 1999. - с. 97 - 102,
  10. Комбайн очистной узкозахватный УКДЗ. Расчет. - Донецк: Донгипроуглемаш, 2000. - 393 с.
  11. Левина З. М., Решетов Д. Н. Контактная жесткость машин. М.: Машиностроение, 1971. - 264 с.



на главную страницу |аннотированные ссылки | электронная библиотека